Нейропсихоанализ не является школой психоанализа. Это имеющий научные основания [интегрирующий объективные данные в единую теорию] подход, с которой психоаналитическая психотерапия приобрела статус научно-обоснованной.
Нейропсихоанализ является одной их важнейших "рамок" понимания и интеграции различных психоаналитических и психотерапевтических теорий и техник, дополнительно обогащая практику психодинамически-ориентированных психотерапевтов дополнительными клиническими инструментами.
Нейропсихоанализ - это одновременно теория влечений [происходящая из современных объективных данных аффективных нейронаук] и теория объектных отношений [семь базовых эмоциональных влечений являются частью объектных отношений].
Тот факт, что мы можем удовлетворять свои потребности лишь посредством взаимодействия с другими, и делает жизнь такой сложной. Невозможно успешно совокупляться с самим собой, привязываться к самому себе и т.д., что, однако, не мешает нам пытаться! Из этих простых фактов и возникает психоаналитическая теория «нарциссизма».
- Марк Солмс
Семь базовых эмоциональных влечений
7 эмоциональных драйвов могут быть достоверно идентифицированы у всех млекопитающих путем стимуляции одних и тех же структур мозга и с использованием одних и тех же химических веществ (многие из этих инстинктов могут быть обнаружены и у птиц, и у некоторые позвоночных).
1. ПОИСК Мы нуждаемся во взаимодействии с миром — так как все наши биологические аппетиты (включая телесные потребности вроде голода и жажды) можно удовлетворить только с его помощью. Это кормодобывание или инстинкт поиска. Он переживается как интерес, любопытство и тому подобное. (Приблизительно, но не полностью его можно сопоставить с концептом «либидо» Фрейда, см. Solms, 2012).
2. ПОХОТЬ Мы нуждаемся в том, чтобы находить сексуальных партнеров. Это переживается как вожделение. Этот инстинкт (в среднем) определяется полом человека, однако, мужские и женские склонности обнаруживаются у представителей обоих полов. (Как и все остальные биологические аппетиты, вожделение канализируется в поисковую активность).
3. СТРАХ Мы нуждаемся в том, чтобы избегать опасных ситуаций. Это страх.
4. ЯРОСТЬ Мы нуждаемся в том, чтобы атаковать фрустрирующие объекты (те вещи, которые стоят между нами и удовлетворением наших потребностей) и избавляться от них. Это ярость.
5. ПАНИКА/ГОРЕ Мы нуждаемся в том, чтобы привязываться к заботящимся фигурам (к тем, кто предоставляет нам уход). Разлука с фигурой привязанности переживается не как страх, но как паника, а утрата таких фигур переживается как отчаяние. (Вся «теория привязанности» относится к этой и к следующей потребности).
6. ЗАБОТА Мы нуждаемся в том, чтобы заботиться о других и питать их, особенно свое потомство. Это так называемый материнский инстинкт, однако, он (с разной степенью выраженности) представлен у обоих полов. ЗАБОТА — это оборотная сторона привязанности системы ПАНИКА/ГОРЕ
7. ИГРА Мы нуждаемся в том, чтобы играть. Это не такое легкомыслие, как может показаться, игра выступает средством, при помощи которого формируются иерархии («порядок клевания»), сохраняются внутренние и внешние границы группы, а также захватываются и обороняются территории.
Объектные отношения
Влечения дифференцирует то, какие объектные отношения они подразумевают [ВОЖДЕЛЕНИЕ подразумевает отношения с сексуальным объектом, СТРАХ – с преследующим объектом, ЯРОСТЬ – с фрустрирующим объектом, ПАНИГА/ГОРЕ – с заботящимся объектом и т.д.].
Влечения непосредственно связаны с объектом. Невозможно описать влечения, не описывая их как компонент объектных отношений. Соответственно, семь главных категорий объектных отношений уходят корнями в семь главных типов эмоциональных потребностей.
Требования влечений влекут поиск решения для его удовлетворения во внешней реальности – в [объектных] отношениях. Для удовлетворения конкретного влечения в конкретном типе объектных отношений предназначены предикции [способы удовлетворения потребностей, автоматизированные решения - совокупность объяснений и правил действий].
Вытесненные предикции
Вытесненные предикции - продукт разума ребёнка, что-то очень простое и нереалистичное, что ребёнок придумал в отчаянной ситуации – его наилучшие изобретение, максимум, на что способен детский мозг.
Иногда ребенку приходится принять компромиссное решение, чтобы сфокусироваться на тех проблемах, которые он может решить. В таких ситуациях ребенку ничего не остается кроме как сократить потери, поскольку ребенок обречен:
· либо (1) навязчиво размышлять о проблеме, которую не может решить, растрачивая тем самым драгоценные ресурсы рабочей памяти, которые можно с большей пользой пустить на решение проблем, которые он может разрешить — например, научиться читать, писать и считать,
· либо (2) попытаться оптимальным образом обойтись с создавшимся положением и автоматизировать детскую предикцию, которая является наименьшим из зол, пусть она и не работает достаточно хорошо.
Конфликт (альтернативный термин для «неразрешимой проблемы») - неизбежное сочетание одновременно возникающих непримиримых компульсивных (врожденных) эмоциональных потребностей, которые находятся за пределами возможностей ребенка. Результатом становится решение - совокупность объяснений [проблемы, переживания] и правил [поведения для достижения цели], являющееся психологическим упрощением, которое упускает из виду те условия, которые слишком сложны для понимания ребенком или даже для того, чтобы их заметить.
Как только это решение автоматизируется, человек обречён его повторять. Одним из неизбежных последствий является то, что глубоко автоматизированная предикция не справляется с чувствами, на которые она нацелена. Неоправданно или преждевременно автоматизированные предикции (т.е., желания в противоположность реалистичным решениям) называются «вытесненным».
Перенос
Аффект обнаруживает слабое звено - какого рода эмоциональная потребность в объекте не удовлетворяется. Это и есть перенос.
Перенос – это повторение способа удовлетворения определенного эмоционального влечения, который не работает, но преждевременно необоснованно автоматизирован и вытеснен [является содержанием недекларативной памяти].
Семь широких типов переноса соотносятся с семью базовыми эмоциональными потребностями и советующими им семью категориями объектным отношениям.
Перенос – это общечеловеческий феномен. Перенос - всегда действие, пациент именно делает что-то, разыгрывая вытесненную предикцию.
Мы «вспоминаем» бессознательные вещи (содержание недекларативной памяти) посредством повторения, это не мысль, которую мы думаем, это то, что мы делаем.
Психоаналитическая психотерапия
Психоаналитическая психотерапия фокусируется на переносе. Задача психотерапии - привнести в сознание пациента, что именно то, что пациент постоянно (отчаянно) повторяет и является причиной его страдания посредством интерпретации.
Перенос имеет место не только в отношениях с аналитиком. Связывать перенос только с терапевтическими отношения - огромная ошибка. Терапевтические отношения - одни из множества отношений пациента, где перенос разворачиваемся.
Отличие техники нейропсихоанализа
Терапевт не обращается со всем подряд как с переносом. Нейропсихоаналитический подход проводит четкую разграничительную линию между собственно переносом, представляющим собой воспроизведением и повторением вытесненной предикции, и так называемым переносом - защитными маневрами, которые пациент задействует, чтобы обойтись со своим страданием.
Перенос возникает из разыгрывания вытесненной предикции. Психологическая защита - это тоже предикция, но она направлена не на эмоциональную потребность (не на влечение), а на рождаемое ею чувство.
Защита – это решение, которое позволяет избежать страдания от чувства, вызываемого неудовлетворенной базовой эмоциональной потребностью.
Вытесненное возвращается как аффект, который вытеснению [предикции] не удается регулировать.
Чувства, постоянно сигнализирующие о неудовлетворении потребности, приводят к образованию защит, регулирующих аффект.
Когда защиты терпят крах, тогда чувство, сигнализирующее о том, что базовая эмоциональная потребность не удовлетворена, захватывает. Удовлетворение потребности означает, что чувство уходит.
Защита не обязательно имеет недекларативную природу [в отличии от переноса]. Пациент может думать о своих защитах [о вытесненном нет].