Все мы знаем, что значит слово адаптация, но о значении такой психологической способности как резильентность, большинство осведомлено меньше.
Есть много внутреннего сопротивления даже думать об адаптации ко всем ужасным изменениям, которые стремительно и постоянно происходят сейчас вокруг.
А думать о том, что подобные внешние кризисы могут быть использованы для личностного роста, развития и улучшения жизни, кажется кощунством. Именно в этом и заключается резильентность – не просто адаптироваться к кризисным обстоятельствам, но и улучшить собственную жизнь.
Википедия утверждает, что резильентность – это врожденное динамическое свойство личности. Я с этим принципиально не согласен.
Резильентность – это приобретенное свойство личности. Психологическая устойчивость, широкий спектр копинг-стратегий, творческий подход к жизни – вот основа для резильентности.
Кому-то повезло и он смог освоить все это в процессе становления в детстве и подростковых годах. Кому-то повезло меньше и даже при небольшом стрессе, такой человек чувствует значительное нарастание тревоги и тревожных размышлений о будущем (что сильно блокирует творческое отношение к происходящему). Что уже говорить о сегодняшних временах, когда вся основа миропорядка пошатнулась…
В условиях постоянных внешних кризисов, в условиях того ужаса, который происходит прямо сейчас, развивать способности к адаптации и резильентность – жизненно необходимо.
И хотя в психотерапии у нас нет быстрых методик по развитию адаптации и резильентности, но именно к этому результату приходят наши клиенты, так как здоровая психика априори адаптивна и резильентна.
Психотерапия в кризисе отличается от психотерапии благополучного времени, но основа та же. Я точно так же, обращаясь к глубинным слоям психики человека работаю над снижением уровня тревоги, интеграцией внутреннего мира (помогая соединить расщепленное, диссоциированное и спроецированное), что приводит к уверенности, адаптивности и резильентности.