Ниже очень коротко, схематично, пользуясь одним и тем же примером, я объясняю предполагаемый механизм действия разных видов психотерапии и психоанализа, чтобы тот, кто обращается к нам за помощью, мог составить хотя бы какое-то предварительное представление о разных направлениях психотерапии. При этом необходимо понимать, что хороший психотерапевт может пользоваться любой парадигмой, исходя из потребностей пациента и обстоятельств.
Описание некоторых терапий, особенно в сочетании с примером проколотого колеса, звучит несколько комично, но, если представить, что речь обычно идёт не о колесе, а о серьёзных потерях и разочарованиях, с которыми каждый сталкивается в жизни – потере близкого, болезни, развале семьи и тому подобных вещах, становится понятным, как непросто оказать помощь, особенно в тех случаях, когда собственное Бессознательное предаёт человека, работает против него.
Коучинг
Коучинг (от англ. «коуч» - тренер) исходит из того, что на данном этапе человеку самому не хватает душевных сил и навыков для решения каких-то задач в основном потому, что он не умеет задачу правильно структурировать, т.е. разбить на более мелкие и лёгкие задачи, распределить во времени и строить сотрудничество с другими людьми так, чтобы всё это вместе поддерживало мотивацию – награждало за успех и приносило удовлетворение. Тренер учит клиента этому мастерству и поддерживает его мотивацию. Клиента, позвонившему из-за проколотого колеса и паникующему из-за возможного опоздания на важное собрание, тренер может попросить медленно оглядеться вокруг и сосчитать до 20-ти, чтобы успокоиться, затем посмотреть, есть ли в багажнике запасное колесо и домкрат, подумать, сможет ли он сам колесо поменять, а затем действовать соответственно – запереть машину и вызвать такси, менять колесо, предварительно спланировав и рассказав тренеру стадии работы, позвонить близко живущему другу и т.п.
Бихевиоральная (поведенческая) терапия
Здесь терапевт исходит из того, что причиной психического недомогания является неправильное поведение, которое формирует отношение к пациенту других людей и обстоятельства его жизни в целом. Терапевт, как бы исходит из поговорки, когда-то распространённой школе британских офицеров: «посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу». Человеку, рассказавшему, что он проколол колесо наехав на доску, и из-за этого опоздал на собрание, терапевт может объяснить, что это произошло из-за его рассеянности. Поэтому ему необходимо научиться всё делать внимательно, и он должен себя к этому приучить не только при езде на машине. Терапевт может попросить его рассказать, что он видел, кого встретил по пути в офис, что рассказал ему вчера вечером сын, замети ли новое объявление на стене лестничной клетки. Если клиент отвечает правильно, терапевт будет его хвалить, если нет – корить, таким образом стараясь сформировать новую мотивационную систему.
Когнитивная психотерапия
Когнитивная психотерапия это по сути своей упрощённая психоаналитическая психотерапия. Психотерапевт исходит из предположения, что основная причина психического расстройства в целом и отдельных симптомов в основном заключается в «автоматических» ошибочных умозаключениях, которые человек делает незаметно для самого себя. Отсюда название «когнитивая» (от лат. «когнит» - знать). Например, терапевт может указать депрессивному пациенту, что тот факт, что он вчера наехал на гвоздь и ему пришлось менять колесо и из-за этого опоздать на собрание, не означает, что он вообще неудачник и ему ничего в жизни не удаётся. Такая экстраполяция единичного опыта – ошибка мышления, уводящая психику в порочный круг депрессии, когда негативная мысль и депрессивный аффект (чувство) поддерживают друг друга.
Психотерапия, ориентированная на решение проблемы
Психотерапевт, занимающийся психотерапией, ориентированной на решение проблемы, может сказать депрессивному клиенту, рассказавшему, что он проколол колесо и потому опоздал на собрание, что дело не в том, что он болен или неудачник, просто у него накопилось много нерешённых проблем, которые он сам способен решить. Он может указать, что клиент смог уже решить многие важные вопросы в своей жизни – получил образование, построил близкие отношения и пр., поэтому прокол колеса и опоздание на собрание в общем дела пустяковые. Он напомнит, как клиент сумел когда-то договориться о переносе экзамена с ректором института, поэтому он сумеет договориться и с руководителем фирма, по поводу опоздания на собрание. Терапевт может напомнить клиенту, как он в детстве помогал отцу менять колёса, так что сейчас поменять колесо будет скорее удовольствие, чем неприятная работа и т.д.
Психоаналитическая психотерапия
Психоаналитическая психотерапия исходит из того, что причиной душевного расстройства являются комплексы бессознательных чувств и мыслей, влияющие на восприятие человеком самого себя и своего окружения. Предполагается, что комплексы эти образовались в раннем возрасте в результате взаимодействия ребёнка с важными для него людьми (обычно родителями). Не будучи осознаны, эти комплексы всю последующую жизнь влияют на восприятие, душевную жизнь и поведение. Депрессивному человеку, проколовшему колесо и опоздавшему на собрание, терапевт может сказать, например, что по каким-то причинам, когда ему и так плохо, кто-то в нём вместо того, чтобы пожалеть и поддержать, становится строгим и требовательным, заставляя ехать быстро, не жалея себя и свою машину. Дальше терапевт может спросить, кто и когда так относился к пациенту в детстве, как сформировалось у него такое отношение к самому себе и указать, что сейчас он уже не маленький и не беспомощный, поэтому ему не нужно прислушиваться к голосу бабушки, которая сама выросла без отца, поэтому была тревожна, а свою тревогу успокаивала излишней строгостью к внуку.
Психоанализ
Психоанализ исходит из тех же предпосылок, что и психоаналитическая терапия, но делает акцент на то, что подсознательные, в детстве запечатлевшиеся взаимоотношения, которые формируют жизнь человека и заводят его в тупик, проецируются и на его взаимоотношения с психоаналитиком, чему способствует частота встреч, отсутствие психоаналитика в поле зрения и лежачее положение пациента. У депрессивного пациента, проколовшего колесо и потому опоздавшего на важное собрание, психоаналитик может, например, спросить, заметил ли он, что рассказывая этот эпизод, он злится на психоаналитика, косвенно обвиняя его и психоанализ в своей неудаче, тем самым заставляя психоаналитика чувствовать себя так же, как когда-то чувствовал себя он сам, когда его тревожная бабушка отчитывала его, требуя непосильного.