Ханна Левенсон о, Ограниченной по Времени Динамической Психотерапии (TLDP)*
TIME LIMITED DYNAMIC PSYCHOTHERAPY (TLDP)
В своем подходе я комбинирую анализ процессов, находящихся вне осознания (перенос, контрперенос, конфликты, бессознательные процессы) с аспектами когнитивного и системного подходов. Я не считаю людей с фиксацией на какой-либо ранней интрапсихической стадии не способными к изменениям. Человек всегда открыт для изменений в зависимости от многих факторов: влияние на него других людей, социальной среды, травмы, с которой он может столкнуться или других условий для выздоровления, и в моем случае, это психотерапия, где важной составляющей процесса будут аффективный компонент и теория привязанности.Исходя из основных положений теории привязанности, человеком в жизни движут не столько сексуальные и агрессивные импульсы и не когнитивное восприятие окружающей среды, сколько потребность в других людях, необходимость быть принятым, чувствовать близость и ощущать себя в безопасности. И это врожденная потребность, к которой мы все без исключения стремимся. Но иногда в этой области происходит поломка.
Пациент заходит в терапию и участвует во взаимодействии со мной, а также рассказывает о своем опыте взаимодействия с другими людьми. И анализируя эти два источника информации, я пытаюсь сформулировать, какие трудности с привязанностью были в прошлом у этого пациента, какую систему защит ему пришлось выработать, чтобы сохранить доступ к этой жизненно важной потребности и по итогу, что необходимо ему осознать, какие новые паттерны поведения сформировать, чтобы отказаться от дисфункционального паттерна, который возможно оказывал негативное влияние в течение всей его жизни.
Допустим, есть мальчик, который воспитывался авторитарными, догматичными, наказывающими и суровыми родителями. В ответ он был вынужден адаптироваться к ситуации, став послушным, покорным, тревожным в своем поведении. Возможно, это был единственный способ для него выжить в такой семье, так как в раннем возрасте ребенок крайне зависим от родителей. Ему нужно было найти компромисс и подавить часть свои чувств. После такого детского опыта, уже во взрослую жизнь этот мальчик выходит с выученным паттерном поведения, неосознанно продолжая искать людей авторитарных, властных, деспотичных – не потому, что он мазохист, а потому, что так удобно и уже привычно. Срабатывает выученный паттерн. И потом он заходит в терапию, оставаясь все тем же послушным, покорным, охваченным тревогой, человеком.
На сессиях я адаптирую сценарий своего взаимодействия с пациентом под привычный для него образ взаимодействия, дополняя его новыми элементами. В процессе работы я не только наблюдаю за поведением клиента, большое внимание я уделяю собственным реакциям на текущее взаимодействие, то что я называю интерактивным контрпереносом. А затем, осознавая, как его поведение и взаимодействие влияют на мой контрперенос, я думаю о том, что следует поменять в здесь-и-сейчас, что могло бы дать пациенту новый опыт самоощущения и самовосприятия, помогло бы ему почувствовать уверенность или даже встретиться со своей злостью, осознавая меня как терапевта, у которого нет ответов на все вопросы, который принимает и не осуждает его.
Моя задача подвести его к аффективному восприятию своего паттерна, чтобы он хоть немного увидел, что происходит. При этом мне нужно, чтобы у него сформировалось и когнитивное понимание ситуации.
И инсайт, и понимание ситуации. И это отличает мой подход от традиционного психодинамического подхода, который ориентирован все-таки на инсайт. Но инсайт, к сожалению, не освобождает нас от проблем и паттернов. Да, он может помочь во многом в осознавании ситуации, но он не избавляет от депрессии и тревог. Поэтому помимо понимания ситуации, нужен и элемент проживания нового опыта. По правде говоря, это две стороны одной медали. Было бы очень трудно получить новый опыт без понимания, и очень трудно ощутить инсайт без аффективного компонента.
Мне нравится цитата Ханса Штруппа «Предложение интерпретаций намного превышает спрос». Кстати, о Хансе Штруппе, очень грустная новость, он умер на прошлой неделе [1]. Выдающийся исследователь, теоретик и просто хороший человек, так сильно повлиявший на мою работу.
* Из интервью Виктору Ялому
Принципы ограниченной по времени динамической психотерапии**
Критерии отбора:
- Эмоциональный дистресс/дискомфорт
- Готовность говорить (базовое доверие)
- Готовность рассматривать трудности с точки зрения межличностных конфликтов / Готовность видеть причину проблем в межличностных конфликтах
- Готовность говорить о своих чувствах/исследовать чувства
- Способность поддерживать отношения с терапевтом/Способность к дифференцированным отношениям
Основной фокус:
- Дисфункциональные отношения
- Саморазрушительное поведение и ожидания
- Низкая самооценка
Цели лечения:
- Новый опыт
- Отказ от усвоенных паттернов поведения
- Усвоение новых моделей поведения
- Ощущение себя более сильным человеком
- Восприятие терапевта, как человека, который не спасает и не наказывает
- Осознание роли клиента в сохранении дисфункционального паттерна отношений
- Осознание ценности процессов принятия и выражения негативных чувств
Контрперенос:
- Терапевт отыгрывает ожидания пациента:
- Реакция терапевта на дисфункциональный паттерн пациента
- Терапевт и пациент воспроизводят дезадаптивный паттерн отношений
- Формулирование случая
- На практике почувствовать особенности взаимодействия с клиентом
Условия для завершения
- Изменения в отношениях со значимыми другими
- Новый опыт восприятия себя и терапевта
- Отношения с терапевтом по принципу взрослый-взрослый
- Смена контрпереносных ощущений терапевта с негативных на позитивные
** Из мастер-класса Ханны Левенсок