Доктор философии (PhD), профессор Фонда Невады на факультете психологии в Университете Невады.
Хейс получил множество наград и почетных знаков за свой вклад в эту область, в их числе Премия за прижизненные достижения от Ассоциации Поведенческой и Когнитивной терапии.
В видео первой части курса вы впервые встретитесь со Стивеном Хейсом, доктором философии, основателем и создателем модели ACT, который познакомит вас с моделью «Hexaflex», в которой изложены шесть аспектов психопатологии, а также основные идеи теории ACT.
Вы увидите Хейса на вводной сессии с Джерри – клиентом, страдающим от социальной тревожности. Хейс обращается к уникальной проблеме информированного согласия в ACT. Он демонстрирует, как процесс получения информированного согласия может включать в себя достижение готовности клиента быть сбитым с толку или чувствовать дискомфорт в процессе знакомства с этими совершенно новыми инструментами. Джерри неохотно контактирует с собственными эмоциями и, как описывает Хейс, он «закопался» в своих привычных способах мышления и поведения. Хейсу приходится проделать большую работу с творческой безнадежностью, помогая Джерри увидеть, что его тактика не работала, открывая его новым возможностям, желанию попробовать новый, совершенно другой подход. По ходу видео Хейс дает комментарии, объясняя, почему он использует те или иные интервенции в каждый конкретный момент.
Далее вы увидите, как Хейс и другие терапевты ACT работают с различными клиентами, такими как мать с депрессией, учительница с паническим расстройством и женщина с хронической болью. Вы узнаете, какие интервенции используются на ранних стадиях терапии ACT, таких как психообразование и достижение желания клиентов участвовать в работе ACT, а также то, как вы сможете инкорпорировать свой персональный стиль в эту модель. Как клиенты, так и терапевты, для которых ACT в новинку, на этом этапе терапии могут чувствовать растерянность, но это нормальная часть процесса.
Просмотр следующих видео курса даст более глубокое понимание теории и применения ACT. К тому времени, когда вы посмотрите шестое видео «Психологическая гибкость», у вас будет полное понимание всех этапов терапии ACT.
Во этом второй части курса вы узнаете, как ACT работает и помогает справиться с той обычной борьбой в жизни людей, которая возникает из-за желания контролировать и избегать нежелательных мыслей и чувств.
Сначала вы посмотрите, как Стивен Хейс работает с клиентом, который борется с сильной социальной тревогой и который считает, что он может получить облегчение, только избавившись от своих тревожных чувств. Хейс проводит его через процесс осознания того, что он, возможно, никогда окончательно не избавится от своего беспокойства, но все же может принять его без борьбы и сделать жизненный выбор в соответствии со своими личными ценностями.
Далее вы увидите другого эксперта АСТ, работающего с учителем, страдающим паническим расстройством, который слишком быстро переходит к тому, что АСТ обозначает как “псевдопринятие” предложений терапевта. Учитель просто включает АСТ модель в еще одну “стратегию эмоционального контроля”, и ее терапевт помогает ей увидеть и разделиться с этой стратегией.
Затем Хейс проводит длительную и эмоциональную сессию с матерью, борющейся с депрессией и чувством лени. Он показывает нам, как использовать классическую метафору ACT "пассажиры в автобусе" и вводит принцип ACT когнитивное разделение, чтобы более глубоко вовлечь ее в терапевтическую работу.
В третьей части вы получите более полное понимание основного принципа ACT - когнитивного разделения.
Работая с двумя разными женщинами, которые борются с депрессией, Хейс и мастер АСТ клиницист Райнер Зоннтаг используют различные методы для введения в терапию принципа когнитивного разделения.
Затем Хейс работает со страдающей тревожностью клиенткой с менее доступными мыслями и эмоциями и с более выраженным сопротивлением. Чтобы помочь клиентке начать отслеживать, замечать и называть ее мысли, Хейс демонстрирует несколько возможных подходов и метафор.
Далее Хейс вовлекает депрессивную мать в классическую ACT стратегию «делитерализации», заставляя ее вслух повторять слова до тех пор, пока они не станут казаться бессмысленными, в процессе помогая ей отделить слова от их значения. Эта довольно простая и даже кажущаяся глупой техника, на самом деле довольно мощный инструмент, помогающий людям создавать некоторое пространство вокруг своих мыслей и чувств.
Наконец, Хейс демонстрирует несколько методик медитации и визуализации, помогая своей клиентке «физикализироваться» и стать тем, кто наблюдает за ее мыслями, а не из ее мыслей.
Четвертую часть курса начинает Стивен Хейс, демонстрируя краткое и эффективное упражнение по медитации осознанности, которое любой терапевт может использовать, чтобы помочь клиентам заземлиться в начале сессии.
Затем Хейс приступает к более длительному эмпирическому упражнению с Тони, клиентом, выздоравливающим от зависимости, помогая ему соединиться со своим наблюдающим Я или Селф как контекст. Поскольку эти концепции полезнее прожить, нежели объяснять их, Хейс проводит Тони через управляемую медитацию и использует символы и образы, чтобы помочь ему объективировать, а не быть настолько слитым со своими мыслями.
Затем вы увидите, как ACT применяется в клинической супервизии. Келли Уилсон, еще один мастер-практик АСТ, работает с Хелен, которая также является АСТ-терапевтом и столкнулась со сложным случаем в своей практике. Клиентка Хелен злится, сопротивляется и критикует. В итоге Хелен чувствует себя застрявшей и беспомощной в терапии с ней. В расширенной ролевой игре с Хелен, используя упражнения на осознанность, Келли помогает ей глубже понять печаль и тоску, стоящие за поведением клиентки. После этого Келли беседует с Хелен, объясняя цели своих интервенций.
В пятой части курса Хейс и несколько других ACT-терапевтов показывают различные способы помощи клиентам по проведению различия между ценностями и целями.
Сначала Хейс помогает Тони, выздоравливающему наркоману, который одновременно борется с депрессией, раскрыть свои самые глубокие ценности, придумывая характеристики людей, которые ему наиболее дороги. Продемонстрировав связь между его болью и его ценностями, Хейс помогает Тони понять, что на самом деле им руководит глубокая любовь к окружающим его людям.
Затем вы увидите, как ACT применяется в терапии людей, страдающих от хронической боли. Вы увидите два случая.
Первый случай - это терапия со взрослой женщиной, которая из-за своей боли становится все более изолированной и неактивной. В результате чувствует себя никчемной и отчужденной от окружающих. Психотерапевт помогает ей соединиться с ранним детским опытом, который продолжает преследовать ее и мешает ей более полно участвовать в жизни.
Во втором случае мастер ACT работает с девушкой-подростком с хронической болью, которая перестала ходить в школу и отдаляется от своих друзей из-за страха испытать боль рядом в их присутствии. Терапевт использует некоторые техники когнитивного синтеза, включая технику «Монстр боли», чтобы помочь отделить ее саму и ее ценности от ее боли, и переориентировать девушку на тот тип жизни, который она хотела бы прожить.
Наконец, вы увидите, как четвертый клиницист ACT работает с молодой матерью в депрессии над определением ее ценностей как родителя и постановкой некоторых начальных целей для самой себя. В этом примере вы увидите, как очень общая проблема (желание быть счастливее) может быть решена с помощью модели ACT, позволяя клиентам всего за несколько минут установить контакт со всей глубиной собственной боли и истинными ценностями.
В заключительной части вас ждет плеяда интересных и самых разнообразных клиентов.
Сначала вы увидите мать, которой ужасно тяжело расставаться со своими взрослыми детьми. Она очень боится стать менее вовлеченной в их жизнь. На сеансе с нежным и заботливым психотерапевтом ACT она приходит к некоторым осознаниям относительно своих собственных ценностей и видит, как она хочет двигаться вперед.
Затем другой эксперт АСТ будет работать в «аквариуме» с клиенткой, испытывающей проблемы в отношениях со своим братом. Несмотря на тот факт, что клиентка сама является психотерапевтом ACT, она не смогла справиться с трудностями взаимоотношениях со своим братом. Этот краткий сеанс даст ей некоторые новые идеи о том, как она могла бы изменить модель отношений со своим братом.
После этого вы увидите как Стивен Хейс долго и увлекательно беседуете с человеком, чье ОКР, связанное со страхом грязи, разрушает его отношения с семьей. Хейс сначала объясняет уникальное использование экспозиции в рамках АСТ, затем оговаривается количество времени, в течение которого мужчина готов терпеть это воздействие. Хейс все время тщательно руководит им, сохраняя его открытым для собственного опыта и не позволяя отключиться от него.
И, наконец, Хейс будет работать с клиенткой, которая разочарована в нем как в терапевте. Он не добьется большого прогресса в своей терапии, но вы узнаете, как ACT включает в себя работу с отношениями и решает проблемы переноса, сохраняя при этом целостность модели.
Интерактивные упражнения для интеграции ключевых концепции подхода
Вопросы для фокусированного обсуждения и тематические рефлексивные эссе
Бонусные видео с мастер-классами Артура Фримена и Дональда Мейхенбаума для сопоставления ACT с КПТ
Терапия принятия и ответственности (ACT) фокусируется на процессах, а не на проблемах, что приводит к действительно глубоким изменениям.
ACT основана на теории реляционных фреймов (RFT), всеобъемлющей теории языка и восприятия, которая является ответвлением поведенческого анализа. ACT отличается от традиционной когнитивно-поведенческой терапии (CBT) тем, что вместо того, чтобы пытаться научить людей лучше контролировать свои мысли, чувства, ощущения, воспоминания и другие частные события, ACT учит их замечать и принимать их — даже ранее нежелательные.
Терапевтическая модель
ACT считает, что основа многих проблем лежит в концепциях, представленных в аббревиатуре FEAR (прим. переводчика: аббревиатура складывается в слово «СТРАХ») – это простой способ кратко сформулировать эту модель:
Здоровая альтернатива этому ACT (аббревиатура складывается в англ. слово «ДЕЙСТВУЙТЕ»):
Обширные исследования помогли ACT достичь статуса доказательного, основанного на фактических данных, подхода. ACT признано таковым Американской психологической ассоциацией и Управлением по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психическим здоровьем (SAMHSA) правительства США, продемонстрировав эффективность в рандомизированных исследованиях различных проблем, включая хроническую боль, зависимости, отказ от курения, депрессию, беспокойство, психоз, стресс на рабочем месте, управление диабетом, управление весом, контроль эпилепсии, самоповреждение, неудовлетворенность телом, расстройства пищевого поведения, выгорание и некоторые другие области.